Езда по бездорожью неспроста считается экстремальной эксплуатацией автомобиля. Отсутствие асфальта требует большого дорожного просвета, неубиваемой подвески, хотя бы минимального набора ходовых настроек для преодоления препятствий. И в сегменте отечественного автопрома есть такие модели, причем до сих пор они составляют достойную конкуренцию дорогим импортным внедорожникам.
Отечественные внедорожники
Если вы сомневаетесь в покупке автомобиля для бездорожья отечественного производства, стоит подробнее рассмотреть плюсы таких моделей. Здесь расскажем о достоинствах самых популярных машины Нива и УАЗ:
- Простое и недорогое обслуживание. Оба автомобиля имеют несложную конструкцию, поэтому заменить свечи, фильтры, колодки и другие компоненты можно буквально в полевых условиях. К тому же набор инструментов потребуется минимальный.
- Отечественные Нивы и УАЗы в большинстве случаев имеют минимум электроники, что облегчает диагностику поломок и поиск автосервиса для устранения неполадок.
- Доступность запчастей. Найти в глухих местечках детали для Паджеро или Лэнд Ровера нереально, обычно запчасти приходится заказывать и ждать. Если требуется экстренно отремонтировать Ниву или «уазик», проблем с этим не будет, так как детали для них доступны даже в самых дальних уголках России.
- Стоимость обслуживания и деталей тоже имеет значение. И здесь отечественные автомобили явно выигрывают.
По проходимости российские внедорожники порой даже превосходят конкурентов, поэтому для охоты, рыбалки или приключений на природе стоит купить именно такой авто.
Технические характеристики
По конструкции Нивы и УАЗы различны, так как первые модели скорее ближе к кроссоверам по несущему кузову. Вторые же машины являются чистокровными рамными внедорожниками.
Есть отличия и в системе привода: у Нивы он постоянный полный, у оппонента – подключаемый. Это заметно сказывается на управляемости, Лада ведет себя более предсказуемо на льду (особенно на включенной блокировке), а на конкурентной модели предпочтительно передвигаться на высоких скоростях только с задним приводом, иначе неизбежен сильный износ трансмиссии.
Двигатель и трансмиссия
Отечественные внедорожники Нива оснащаются простыми и надежными бензиновыми ДВС мощностью 80-83 л. с. и безальтернативной «механикой», аналогичную конструкцию имеют и модели УАЗ, но здесь выбор силовых агрегатов побольше. Например, на «Патриот» установлен более мощным мотор в 150 лошадиных сил. Казалось бы, по техническому оснащению выигрывает продукция Ульяновского автозавода, но не стоит забывать о расходе топлива: у Нивы он не достигает и 10 литров, но у «Буханки» или «Патриота» тратится до 15 литров на «сотню».
Проходимость и управляемость
На бездорожье у УАЗа больше возможностей, благодаря жесткой конструкции рамы и неразрезным мостам. К тому же подвеска у таких машин более плотная и устойчивая к ударным нагрузкам, что в сочетании с более мощным мотором позволяет преодолевать значительные препятствия на пересеченной местности.
Зато Нива способна преодолевать вязкую грязь и большие выбоины за счет относительно небольшой массы и энергоемкой подвески. Так что ориентироваться при выборе стоит, опираясь на особенности местности, в которой планируется эксплуатировать машину.
Обслуживание
В плане обслуживания самым неприхотливым будет УАЗ-469, так как он изначально разрабатывался советскими инженерами для армейских нужд. У него самая простая конструкция, которая ремонтируется буквально «на коленке» в любых условиях. И даже с неисправностью велик шанс, что автомобиль вывезет водителя до ближайшего населенного пункта. Ниву тоже обслужить или отремонтировать довольно просто, но ломается на бездорожье она чаще.
Внешний вид и размеры
По габаритам и экстерьеру УАЗы находятся в более выгодной позиции, так как модельный ряд здесь шире, обновления проводились чаще, да и багажный отсек под стать грузовичку. Единственный недочет – автолюбители часто подмечают слабое ЛКП. У Нив последних лет производства окраска держится намного качественнее, особенно, в цвете «камуфляж».
Салон и багажник
Оборудование салона в машинах УАЗ зависит от модели. «Патриот» имеет более богатое оснащение, есть регулировка руля по вылету, USB, обогрев и минимальные опции комфорта. Но в том же Хантере придется задуматься об установке дополнительного обогрева, если автомобилем придется пользоваться в условиях суровой российской зимы. Нива же имеет крайне минималистичный набор, подобрать удобное положение водителю тут более проблематично, да и никаких ассистентов не имеется. Зато у обеих марок есть широкие возможности для тюнинга, в том числе установки навесного экспедиционного оборудования.
Для сравнения, у той же Нивы Тревэл багажник можно разобрать максимум до 650 литров. Если взять УАЗ Хантер, то он больше подходит для дальних экспедиций, так как в него можно поместить до 2,5 куб. метров поклажи и еще для пассажиров место останется.
Что лучше выбрать?
Сравнивать Лады Нива и УАЗ стоит по нескольким пунктам:
- Цена автомобиля. Если говорить о новых авто, то Нива однозначно в выигрыше – ее можно купить за 850 000 рублей, а за тот же Хантер в минимальной комплектации придется отдать уже 1,2 миллиона.
- Удобство в дальних поездках. В Ниве минимум регулировок и довольно тесно, в отличие от УАЗов, в которых более удобные кресла и уровень шумоизоляции выше.
- Надежность. Здесь спорный момент: с одной стороны, УАЗы имеют более прочную конструкцию за счет армейского происхождения, с другой – у Нивы унифицированные с другими моделями АвтоВАЗа запчасти, доступные в любой точке мира. К тому же ЛКП у нее более устойчиво к коррозии.
- Проходимость. За счет укороченной базы и легкого веса Нива демонстрирует юркость на большинстве участков бездорожья. Но все же ее конструкция больше рассчитана на периодическое бездорожье. На УАЗ можно навесить максимум снаряжения без ущерба трансмиссии, поэтому для постоянного бездорожья он подходит больше.
При выборе отечественного внедорожника для сложных условий, стоит в первую очередь руководствоваться реальными условиями эксплуатации. Тогда Нива или любая модель УАЗика будут работать исправно и доставят в поездке только приятные эмоции.